вторник, 25 сентября 2007
Уже в принципе давно обратила внимание на то, что соответствующие персонажи вызывают дикое раздражение, когда встречаются в фанфиках и совершенно не волнуют (и даже встречаются с восторгом) в оригинальных фантастических и т.д. произведениях.
Сегодня додумалась до личного обоснования сего. Все нижесказанное моя личная ИМХА и может расходится с мнением других, конечно, но мне кажется вполне логичным.
читать дальшеВо-первых, если говорить о том, когда Мери-сью и Марти-стю становятся всем извесные персонажи (классический пример - Гермиона очень изменилась за лето). Мне кажется, что раздражение здесь вызывает то, что данные персонажи давно известны не только с хорошей стороны, но и с их недостатками. Гарри Поттер не может летать без метлы аки Супермен, Супермен не может игнорировать криптонит, Гимли не может как эльф жить на дереве и получать от этого эстетическое наслаждение, Ину-Яша не может стать ни с того ни с сего интеллектуалом и начать читать лекции о квантовой физике и т.д. Когда эти недостатки неожиданно куда-то деваются, то в результате мы получаем уже не ООС, который по сути (опять же таки по моему скромному мнению) присутствует в любом фике уже хотя бы потому, что никто, как бы он не был хорошо знаком с каноном не может знать подоплеку действий героев, которая известна автору (Как уже кто-то где-то приводил пример: допустим, персонаж говорит, что он ненавидит гомосексуалистов - это канон. Но вот почему он это говорит ы не знаем, варианты могут быть самые различные: а) он их действительно ненавидит; б) он говорит это, потому что так требует ситуация; в) он пытается скрыть собственную принадлежность к оным; г) его попросили так сказать и т.д. Иногда мотивы его поступков раскрываются в дальнейшем, иногда нет, особенно когда речь идет о каких-то мелких штрихах), а что-то непонятное и никому по сути уже не нужное. Опять же таки, если тот же Поттер становтся неким полудраконом-полуэльфом-получего-то-там, обладающим невероятной силой, а потом начинает на сто страниц чего-то там делать, вместо того, чтобы пойти и как хороший мальчик прикончить наконец старичка Волди, то мотивы авторы в изображении героя подобным персонажем становятся совершенно непонятны. Да их собственно и не хочется понимать. Когда читаешь фик, хочется увидеть живого персонажа, с которым ты в принцепе уже довольно хорошо знаком и знаешь, что от него ожидать. Если Снейп любит Поттера - это ООС, но это приемлимо, но если он при этом теряет всю свою язвительность, начинает петь ему серенады, сводит с руки метку и преподносит в качестве свадебного подарка голову Волди на блюде, то это уже Марти-стю в облике Снейпа и читать про него совсем не хочется.
Во-вторых, если Мери-сью или Марти-стю яляются новыми персонажами. Тут проблема немного в другом - авторы фиков с ними забывают о том, что они имеют дело с устояшився миром, у которого свои законы и приоритеты. Неизветсно откуда взявшаяся шестнадцатилетняя девушка не может быть могущественнее Дамблдора, любые криптонцы не могут игнорировать криптонит, нельзя быть одновременно жрицей и Сузаку и Сейрю и т.д. Когда мы имеем дело с уже устоявшимся фэндомом, то хорошо представляем себе - что возможно там, а что относится к разряду практически нерельного и требует при введении таки в фик ОЧЕНЬ хорошего обоснования, которое у авторов фиков с оригинальными Мери-сью и Марти-стю обычно выглядят приблизительно так: "Ну вот она такая родилась (он такой родился)/стал в результате удара пыльным мешком по голове (падения метеорита; облучения радиацией от которой откинули лапы бы и тараканы; просто проснулся утром и он/она уже супер и т.д. нужное подчеркнуть)". Это не может не раздражать. Тем более, что часто этот персонаж вместо того, чтобы делать что-то действительно полезное, раз уж такой могущественный, сидит, поплевывает сквозь зубы и выдает ЦУ, а потом, когда у остальных нифига не получается, выдает на гора: "Да вы просто меня не поняли" - и чуть ли не щелчком пальцев делает то, над чем остальные долблись как минимум пару дней. В результате персонаж получается настолько чуждым имру в который должен вписываться, что вместо заинтересованности вызывает только раздражение.
Ну и в-третьих - Мери-сью и Марти-стю в оригинальных произведениях. По моим наблюдениям 90% ГГ (не путать с Гермионой Грейнджер, это обозначение разшифровывается также как - Главный герой) в ориджиналах являются оными. Но в отличие от фиков там они не раздражают. Причина на мой взгляд проста - мир в котором они обитают выписан под них и они там абсолютно естественны. Опять же таки вернемся к Гарри Поттеру - мальчик, который до одиннадцати лет жил аки Золушка, внезапно оказывается потенциально очень могущественным магом, с кучей денег, крайне знаменитым и т.д. Чем не Марти-стю? Но это его мир и никто об этом не задумывается. А Питер Паркер, который Человек-паук? Жил себе поживал забитый студентик, который и работу то нормальную найти не мог, а тут раз, паук укусил и уже супергерой, мир себе спасает. И таких примеров множество - достаточно открыть чуть ли не любую фантастическую книжку и мы увидим практически ту же картину - ГГ из никого становится кем-то. Не во всех, я не стригу всех под одну гребенку, но в большинстве. И знаете что - это эти книги совершенно не портит, потому что, как я уже сказала, способности ГГ для них естественны. Мы не видим фальши. ГГ не нужно никуда вписываться, потому что мир строится вокруг него и для него.
Вот собственно и все, что я хотела сказать на эту тему ))) Повторюсь, что это мое ИМХО и я не прошу быть кого-то со мной согласным. Есть желание подискутировать - комменты открыты для всех.
@темы:
Мысли вслух,
Творчество,
Фанфики
То, что они на английском - ничего?